Предметная фотосъёмка на коленке

Это статья про то, как фотографировать бытовые предметы. По названию можно догадаться, что речь пойдет о любительской съёмке при минимуме навыков и специализированного оборудования — то есть о том, с чем периодически приходится сталкиваться каждому человеку, желающему сделать фотографии какой-либо вещи для соцсети, блога, доски объявлений. Зачастую результат получается не очень хороший из-за незнания или несоблюдения простых правил, о которых и будет рассказано ниже.

Общие моменты

Первым делом следует найти подходящую горизонтальную поверхность, на которой будет размещён снимаемый объект. Это может быть участок пола, стола, дивана. Для получения нужного внешнего вида фона на выбранное основание можно положить что-то типа стенки от мебели. В некоторых ситуациях для использования в качестве задника подходит обычный чистый белый лист бумаги. Иногда фон приходится располагать не горизонтально, а под углом к основанию. В этом случае для фиксации предмета на такой наклонной поверхности потребуется двухсторонний скотч.

Специфика предметной съёмки заключается в том, что фотографируемый объект никуда из кадра не убегает, он полностью статичен. Поэтому для получения максимального качества картинки и нужной глубины резкости можно смело использовать минимальные значения ISO и активнее прикрывать диафрагму. Неизбежное увеличение выдержки в этом случае не является проблемой, но только при условии надёжной фиксации в пространстве самой камеры. Для этого необходимо иметь в хозяйстве хотя бы самый простой штатив. Для небольших камер и смартфонов штатив можно найти за копейки, поэтому настоятельно рекомендую обзавестись данным приспособлением, если у вас его до сих пор нет. Часто можно обойтись без штатива, применяя для фиксации камеры различные имеющиеся под рукой вещи — коробки, мебель, подушки.

Съёмка телефона с подушки

Снимать предметы в помещении с рук, если вы хотите получить более или менее качественный результат, настоятельно не рекомендую. Это следует делать только в крайних случаях, когда других вариантов просто нет.

Освещение

Типичный бытовой источник света — мощная лампа (или группа ламп в люстре), находящаяся над объектом съёмки на высоте 1.5-3 метра. Размещать сцену лучше не точно под таким источником, а с небольшим смещением от него назад, чтобы свет падал на фотографируемый предмет не только сверху, а и с фронтальной стороны тоже. Однако, слишком сильно смещать сцену за источник не нужно, так как это приведёт к появлению на снимке заметных теней.

Самый мягкий свет дают люминесцентные лампы, затем идут светодиодные, затем лампы накаливания. Следует учитывать, что плафоны во многих люстрах создают дополнительные блики и неравномерность освещения, что не лучшим образом сказывается на качестве картинки. Исключением являются полупрозрачные матовые плафоны, которые работают как софтбокс, но следует учитывать, что они «съедают» часть светового потока, требуя использования более мощных ламп или более близкого размещения осветительного прибора к объекту съёмки.

Можно использовать вспышку или иные вспомогательные источники света для локальной подсветки отдельных частей сцены, но тут есть важный нюанс. Если основной и вспомогательный свет существенно отличаются по температуре, разные участки снимка будут иметь различные оттенки, что выглядит не очень хорошо. При этом данный дефект невозможно исправить на постобработке. Посмотрите на вышеприведённую фотографию с камерой на подушке, на ней отчётливо видно, что блики на тыльной части корпуса аппарата имеют выраженный холодный оттенок, а надписи на некоторых кнопках и вовсе превратились из белых в голубые. Это результат смешивания тёплого света основной лампы, которой освещена сцена, и более холодного белого света вспышки. Если подходить строго, данный кадр является браком, однако, я специально выбрал именно его в качестве хорошей иллюстрации к сказанному.

Настройки камеры

Снимать лучше в RAW-формате, это позволит в дальнейшем исправить многие мелкие ошибки, допущенные при съёмке. Если вы всё-таки фотографируете в JPEG, тщательно настройте и зафиксируйте баланс белого и экспозицию. Для этого нужно сделать некоторое количество тестовых снимков и затем внимательно их просмотреть (желательно на хорошем большом мониторе), после чего внести необходимые поправки в настройки камеры. Если этого не сделать, вы рискуете получить серию кадров в целом неплохих, но отдающих желтизной или синевой, либо же слишком тёмных или, наоборот, пересвеченных. Полноценно исправить подобные дефекты после съёмки, если ваши исходники сохранены в JPEG, будет уже невозможно.

Фотографировать удобнее всего на приоритете диафрагмы (A) или в ручном режиме (M). Как фокусироваться — выбирайте на свой вкус, я обычно использую автофокус по центральной области. При съёмке зафиксированной камерой обязательно отключайте стабилизацию в объективе и/или камере. Полезно активировать такую функцию, как шумоподавление при длительной выдержке — это хоть и замедлит процесс съёмки вдвое, но зато позволит минимизировать вероятность появления шумовых артефактов на картинке. Имеет смысл делать несколько дублей одной сцены на разных значениях диафрагмы для последующего отбора из них оптимального кадра с нужной глубиной резкости. Не забудьте выставить задержку спуска затвора на пару секунд, что позволит избежать смаза от смещения камеры во время нажатия на кнопку спуска.

Постобработка

Как правило, при обработке предметных снимков почти всегда требуется кадрирование, часто коррекция баланса белого и иногда — экспозиции. В отдельных случаях можно подтянуть света/тени, слегка раскрасить и пошарпить изображение. Подробно останавливаться на этом не буду, всё перечисленное делается по стандартному алгоритму. Однако, по поводу баланса белого хочу заметить, что просто выставлять в настройках камеры или RAW-конвертера цветовую температуру, указанную на используемой вами лампе, не стоит — картинка, скорее всего, получится не совсем правильной. Оптимальное значение температуры лучше подбирать экспериментально в каждом конкретном случае, визуально ориентируясь на получающийся результат.

Итоговая фотография телефона после обработки

Вместо заключения

Бытовая предметная съёмка — жанр не самый сложный. Выбираем и выставляем фон, фиксируем в нужных положениях фотографируемый объект и камеру, подстраиваем свет. Ставим минимальное ISO и делаем побольше дублей в RAW-формате, меняя значения диафрагмы и корректируя ракурсы. Отбираем лучшие кадры, обрабатываем их по вкусу. Собственно, всё.

Метки:

2 комментария

  • Фотографировать удобнее всего на приоритете выдержки (A) — правильно (S)

    [ответить]
    • В том месте следует читать: «Фотографировать удобнее всего на приоритете диафрагмы (A) или в ручном режиме (M).» Видимо, во время написания предложения я думал о выдержке, поэтому и набрал не то, что нужно. Спасибо за внимательность, ошибку исправил.

      [ответить]

Оставить комментарий