К началу десятых годов в связи со стремительным развитием камер в смартфонах стало ясно, что такому классу фотоаппаратов, как недорогие «мыльницы», осталось жить совсем недолго. Производители фототехники пребывали в раздумьях, что бы такое предпринять, чтобы оставить за собой хотя бы часть сегмента компактов. Решили идти очевидным путём — наращивать параметры.
В 2012 году Sony представила модель DSC-RX100 (далее просто RX100) с очень интересным на тот момент сочетанием потребительских качеств. Продвинутый зум-объектив Carl Zeiss, большой по меркам компактных камер сенсор, функциональность и управление на уровне более «взрослых» камер. Фактически получилась неплохая любительская беззеркалка, но в миниатюрном, «мыльничном» корпусе и с хорошей, превосходящей типичный кит того времени оптикой в комплекте. Несмотря на крайне высокую по меркам класса цену, аппарат был тепло принят энтузиастами и стал довольно популярным. Именно с появлением RX100 вместо насмешливого «дорогая мыльница» в обиход стало входить уважительное «премиальный компакт».
Sony, увидев, что попала в яблочко, не стала останавливаться на достигнутом и начала клепать обновлённые версии камеры одну за другой. На сегодняшний день их существует пять, и, судя по всему, это не предел. Причем, по мере выхода новых версий старые не снимаются с производства, все пять поколений камеры на момент написания поста доступны в российской рознице.
Как понятно из названия статьи, речь в ней пойдет о RX100 II, она же RX100M2 или просто M2. Вышла эта версия в 2013 году, через год после дебюта линейки. Многое из сказанного про двойку будет справедливо и для первого поколения RX100, так как по большинству характеристик эти аппараты не отличаются или отличаются слабо. Пост базируется на трёхлетнем опыте эксплуатации камеры.
Достоинства
1. Качественные материалы, аккуратная сборка. Аппарат приятно держать в руках. Вместе с тем его дизайн прост и утилитарен, лично мне это очень нравится.
2. Камера оснащена хорошей BSI-матрицей размером 1″. По уровню шума этот сенсор вполне сравним с некоторыми APS-C — например, от Canon. Приведу фрагменты тестовых фотографий с Sony RX100 II и Canon 70D (неплохая зеркалка 2013-го года, почитать про неё можно здесь). Кадры сделаны в одинаковых условиях на ISO 1600 в RAW, проявлены в Lightroom с полностью отключенным шумоподавлением, масштаб 1:1:
Как видно, 70D шумит меньше, но при такой разнице в размерах сенсоров ожидаешь увидеть более существенный отрыв APS-C. Что ж, Sony можно только похвалить… Или Canon поругать?
Видел в сети обзор, где было сказано, что, якобы, RAWы с M2 не тянутся. Это утверждение не соответствует действительности, по динамическому диапазону RAW с данной камеры близок к таковому с бюджетных зеркалок/беззеркалок тех же лет выпуска. Однако, есть нюанс, касающийся работы со светами, о котором я расскажу в разделе «Особенности».
3. По настраиваемости и управляемости аппарат мало отличается от системных камер начального уровня. Да, кнопок и колёс на RX100M2 поменьше, но, беря её в руки после какой-нибудь любительской зеркалки, в плане контроля за параметрами почти не чувствуешь себя обделённым.
4. У камеры хорошая автономность, она довольно долго живет на одном заряде батареи. Но сразу оговорюсь, что я не люблю чрезмерно яркую, «выжигающую глаза» картинку и имею привычку эксплуатировать дисплей на среднем или ниже среднего уровнях яркости даже на улице за исключением крайних случаев. Также в моей M2 всегда активирован «режим полёта», который полностью отключает её встроенные беспроводные функции. Всё это положительно сказывается на времени автономной работы устройства. В первый год эксплуатации камеры, когда аккумулятор был свежим, мне удавалось сделать около полутора тысяч кадров в JPEG (сериями, без вспышки) и записать около 10-15 минут видео, после чего индикатор заряда показывал ещё около трети шкалы. Для сравнения, зеркалка Canon 70D в режиме LiveView с пониженной до примерно того же уровня яркостью экрана полностью высаживает батарею менее чем за тысячу кадров вообще безо всякого видео. Забавно, но только во время написания этих строк я обнаружил, что за три года эксплуатации я ни разу не видел на RX100 II сообщения о том, что батарея разряжена и даже не знаю, как оно выглядит. Получается, мне всегда удавалось добраться до розетки раньше, чем кончался заряд аккумулятора. Это при том, что были ситуации, когда я гулял с камерой с утра до вечера и не особо ограничивал себя в съёмке.
5. В камере достаточно хороший стабилизатор как в режиме фото, так и в видео. При видеосъёмке используется комбинированная, оптическая + программная стабилизация. Оценить, как она работает при съёмке с рук, можно, например, здесь или здесь.
6. Аппарат оснащён вспышкой с регулируемым углом наклона, что позволяет пыхать ею не «в лоб», а, например, отражая свет от потолка. Также при использовании вспышки нет ограничений по выдержке, связанных с синхронизацией. Можно снимать хоть на самой короткой 1/2000, что очень удобно в некоторых ситуациях.
7. Радует крайне тихая фокусировка в видеорежиме с прошивкой 1.10. Если у вас стоит 1.00, рекомендую обновиться. Работу привода автофокуса вообще не слышно на записи, даже если снимаешь глухой ночью в помещении с закрытыми окнами. «Бесшумные» кэноновские STM-объективы работают громче.
8. В камере хорошая реализация HDR. Сделана простая и логичная вещь — в этом режиме камера сохраняет каждую фотографию в двух вариантах, обычном и с расширенным динамическим диапазоном. Соответственно, можно снимать со включенным HDR всё подряд, а потом просто отсмотреть снятое в спокойной обстановке и выбрать тот из двух файлов, который смотрится лучше. Это весьма удобно. Камеры других производителей при включении данного режима сохраняют только один JPEG с HDR-изображением, лишая пользователя возможности выбора в дальнейшем. Примечательно, что при съёмке движущихся объектов в HDR-режиме получается нормальная картинка без артефактов, которые должны бы быть из-за различий в склеиваемых кадрах. Просто нанотехнологии какие-то!
Недостатки
1. В камере медленный и не очень надёжный контрастный автофокус. Если при хорошем освещении он работает ещё более или менее сносно, то при дефиците света иногда легче плюнуть и перейти на ручную фокусировку.
2. Серийная съёмка в формате RAW крайне неспешная, около 3 кадров в секунду. В сочетании с маленьким буфером и медленной записью на флешку (UHS не поддерживается, все современные быстрые карты работают как обычный Class 10) всё выглядит довольно уныло. В роли репортажной камеры RX100 II, мягко говоря, не блещет. Однако, при определённом усердии снять бытовой репортаж приемлемого качества в большинстве случаев всё же можно (примеры: раз, два).
3. Самая короткая выдержка — 1/2000, что маловато. Если захочется поснимать солнечным днём на открытой диафрагме, могут возникнуть проблемы.
4. Ручная регулировка ISO, за исключением пониженных значений, доступна только с шагом в один стоп — 400, 800, 1600. Недостаток, конечно, не самый страшный, но иногда это бывает неудобно.
5. Настройка JPEG-изображения через стили недостаточно гибка. Каждый параметр регулируется от −3 до +3 с шагом в единицу. Ставишь «резкость» на 0 — мало, картинка выглядит вяло. Ставишь на +1 — уже перешарп. С регулировкой насыщенности ситуация немного лучше, но и тут хотелось бы большей точности. В общем, подстройка стилей довольно бестолково реализована. Плюс ко всему нет точного стиля, как в камерах некоторых других производителей.
6. Детализация в видеорежиме не очень высока, по современным меркам картинка выглядит несколько мыльноватой.
7. При выборе режима NTSC в настройках при каждом включении камеры вылезает надпись «Работает на NTSC», после чего нужно нажать кнопку, чтобы начать работу. Отключить это сообщение нельзя. Вроде бы мелочь, но бесит неимоверно, вот уже три года не устаю плеваться от этой фигни. Сони, зачем ты это сделала?!
Особенности
1. Оптика камеры по современным меркам довольно противоречива, её есть и за что похвалить, и за что поругать. Нет, ничего откровенно плохого про данный объектив сказать нельзя, это хороший зум, превосходящий, например, любой из китовых объективов на бюджетных зеркалках. Собственно, логотип «Carl Zeiss» говорит сам за себя. Однако, если делать поправку на то, что камера принадлежит к классу премиальных компактов, и требования ко всем её компонентам изначально выше, чем в случае с рядовыми мыльницами или смартфонами, то назвать объектив идеальным нельзя. Из слабых его мест можно отметить низкую светосилу (f/4.9) на дальнем конце и заметную «бочку» в широкоугольном положении. Резкость и детализация картинки как для зума вполне неплохие, но не выдающиеся. Диафрагма f/1.8 полностью рабочая, но следует быть готовым к падению резкости по краям кадра, что может быть заметно на некоторых сценах.
Устойчивость к засветке у объектива хорошая, блики ловятся крайне редко и выражены слабо даже в контровом солнечном свете. Можно без проблем снимать солнце «в лоб».
Со съёмкой макро оптика справляется вполне неплохо, но опять же с поправкой на то, что это универсальный зум. Максимальный масштаб картинки достигается в самом широкоугольном положении (28 мм ЭФР), в силу чего макросъёмке RX’ом присуща определённая специфика. Чтобы снять крупным планом, например, насекомое, объектив придётся приставить к нему практически вплотную. На результатах макросъёмки положительно сказываются такие факторы, как относительно малый размер сенсора и, соответственно, достаточно большая глубина резкости даже на открытых диафрагмах, а также 20 мегапикселей разрешения, из которых потом можно кропнуть картинку без сильной потери качества. Полезной является и возможность использовать вспышку для подсветки объекта на любой выдержке и под различными углами, о чём я уже упоминал ранее.
Боке на данном аппарате присутствует в зачаточном виде. При съёмке относительно крупных объектов наиболее заметное размытие фона получается в широкоугольном положении объектива, когда диафрагму можно открыть до f/1.8. Но снимать на 28 мм, например, портреты — сомнительный вариант из-за геометрических искажений картинки, да и размытие для этой цели всё равно слишком слабое. В общем, как камера для художественных портретов RX100 II не очень подходит.
2. Следует обратить внимание на тот факт, что номинальное значение ISO для этого аппарата — 160. Значения 100 и 125 являются «пониженными», автомат никогда не использует их. А в режиме видео пониженные значения нельзя выставить даже вручную, при выборе их в меню съёмка всё равно будет вестись на 160. Поначалу такое поведение камеры казалось мне как минимум странным. Ну, в самом деле, зачем при достаточном количестве света ставить более высокое ISO, если можно использовать более низкое? Исходя из этой логики, я старался форсировать ISO 100 всегда, когда это было возможно, считая, что такой вариант даёт однозначно лучший результат. Но однажды я случайно заметил, что два почти одинаковых снимка, сделанных в JPEG на ISO 100 и 160, отличались прорисовкой в светах, причём не в пользу ISO 100. Проведя соответствующие тесты, я выяснил, что это не случайное совпадение, и при съёмке на ISO 160 детали в светах на внутрикамерных JPEGах почти всегда выглядят предпочтительнее. Эксперименты с равами также показали, что пересветы из кадров, сделанных на ISO 160, тянутся немного лучше, чем из кадров, сделанных на ISO 100. Окончательно расставил точки над «i» вот этот ролик. Если в двух словах, пониженные ISO просто перераспределяют запас по динамическому диапазону из светов в тени, позволяя получить чуть лучшую картинку в тенях и средних тонах, но жертвуя при этом возможностью эффективно вытянуть пересветы, если таковые случатся. Поэтому в качестве универсального варианта на RX100 II даже при хорошем освещении лучше использовать ISO 160, а не 100 или 125, так как это дает достаточный запас с обеих сторон — и в светах, и в тенях. Если вы всё-таки используете пониженные ISO, помните, что в этом случае нужно следить за отсутствием пересветов в кадре особенно внимательно, так как даже при съёмке в RAW страховка по ним у вас будет минимальной.
3. RGBW экран хорош, его запас по яркости достаточно большой, цвета правильные. Однако, некоторых пользователей может огорчить отсутствие сенсорного управления. Поворотный механизм на первый взгляд выглядит спорно, но лично я к нему быстро привык и сейчас он кажется мне даже более удобным, чем вариант на шарнире. Поворот экрана делается очень быстро, в одно движение, не надо ничего несколько раз крутить-вертеть в разных плоскостях. Но я не снимаю сам себя. Кто это делает, тому конструкция Sony не подходит в принципе.
RX100M2 хорошо подходит для незаметной стрит-съёмки. Садишься на скамейку, поребрик или просто на траву, ставишь камеру на уровень пояса, экран поворачиваешь максимально вверх, все звуковые эффекты, естественно, отключаешь. Из такого положения можно снимать всё и всех вокруг, оставаясь совершенно незамеченным. Ну, сидит очередной интернет-зависимый, потупив взгляд в свой гаджет, что-то там увлечённо рассматривает… Кто сейчас на таких обращает внимание? Смартфоном же снимать от пояса не выйдет, его нужно держать выше, хотя бы на уровне груди, и окружающие сразу понимают, что человек фотографирует. Зеркалка, даже при наличии у неё поворотного экрана, для незаметной съёмки ещё хуже — характерный звук работы механического затвора слышно за километр, особенно, если используется серийная съёмка. Да и здоровая бандура легко идентифицируется как фотоаппарат даже подслеповатыми старушками.
4. Видео пишется в AVCHD 1920×1080 50/60 fps либо в MPEG-4 1440×1080 25/30 fps. Выбрать 25/30 fps при разрешении 1920×1080 нельзя.
5. Звук камера пишет в Dolby Digital (оно же AC-3), 256 кбит/с, стерео. Звучание среднее, высокие частоты слегка грязноваты, самые низы обрезаны. Но это если придираться, для большинства бытовых задач качество звука вполне достаточное. Расположение микрофонов на верхнем торце аппарата удачно с той точки зрения, что там их невозможно случайно закрыть пальцем, по крайней мере, при небольших руках. Однако, стереоэффект в записи проявляется слабо, что не очень радует.
Нюанс: если вы планируете монтировать ролики с RX100 в современных версиях Adobe Premiere, и ваша ОС — Windows 7, то вас ждёт неприятный сюрприз. Premiere откажется открывать звуковую дорожку, ссылаясь на отсутствие кодека Dolby Digital. Выходом является использование стороннего ПО для извлечения аудиодорожки из ролика и последующий её импорт в Premiere отдельным файлом. Ну, или апгрейд на Windows 8.1/10, где требуемый кодек встроен.
6. У камеры специфичное меню. Не могу сказать, что оно откровенно плохое, но поначалу некоторые моменты в нём напрягают. Правда, со временем к ним привыкаешь и перестаёшь замечать.
Настройки шумоподавления в Lightroom
В таблице приведены значения параметров лайтрумовского шумодава, прописанные у меня по умолчанию для RX100 II. Первоначальные настройки были получены в результате экспериментов, в которых я анализировал работу внутрикамерного шумоподавления при съёмке в JPEG и пытался смоделировать её в Lightroom. Впоследствии эти цифры неоднократно корректировались, пока не был получен удовлетворяющий меня результат. Указанные значения актуальны для Lightroom Classic 8.4.1 с process version 5, в других версиях программы/process шумоподавление может работать иначе. Хотя ISO 1600 присутствует в таблице, использую его я только в крайних случаях, обычно выше 800 не поднимаясь. Настройки для промежуточных значений ISO можно получить простой линейной интерполяцией.
ISO | Luminance | Detail | Color |
100 | 20 | 50 | 15 |
160 | 24 | 50 | 17 |
200 | 26 | 55 | 18 |
400 | 32 | 60 | 21 |
800 | 38 | 65 | 24 |
1600 | 44 | 70 | 27 |
Заключение
Есть ли смысл в приобретении RX100 II сегодня? Для тех, кто оперирует только кнопкой спуска, оставляя всё остальное на волю автоматики — скорее нет, чем да. Если вы являетесь таким «однокнопочным» фотографом и при этом недовольны качеством картинки с вашего смартфона, просто приобретите новый смартфон с лучшей камерой. Современные флагманы Apple, Samsung, Google снимают фото и видео в автоматическом режиме очень хорошо, компенсируя ограниченные возможности миниатюрных сенсоров умным программным обеспечением и вычислительной мощью процессоров.
У отдельных, не встроенных в телефон камер другая концепция. Данные устройства предоставляют своему владельцу лучшую аппаратную часть и гораздо бо́льшую свободу распоряжения этой аппаратной частью, в этих двух вещах их сила. Однако, трансформировать этот потенциал в реальный результат, бездумно нажимая на пару кнопок, не получится.
Представители линейки RX100 являются устройствами для фотоэнтузиастов либо тех, кто хочет таковым стать. Если вас не пугают термины «диафрагма», «выдержка», «проявка RAW», возможно, стоит присмотреться к данным аппаратам. При этом нужно понимать, что основной камерой продвинутого фотографа RX100 не станет. А вот карманным устройством на каждый день, когда хочется иметь с собой нечто больше, чем телефон, но не хочется таскать с собой тяжелую сумку с техникой, вполне может.
С момента выхода M2 прошло уже четыре года, что немало. В чём-то камера устарела, более свежие версии линейки выглядят куда интереснее в плане технических возможностей. Однако, от взгляда на их ценник хочется плакать и смеяться одновременно. Как ни крути, получается, что реальной альтернативы первым поколениям RX100 для российского фотолюбителя со средними доходами, в общем-то, и нет. По крайней мере, в модельном ряду Sony.
Метки: фото- и видеотехника
очень понравился тест.спасибо!